Центр международного образования и туризма
Surina Education

Система образования в США

Образование США отличается высоким уровнем просвещения, масштабной популярностью американских дипломов, безупречностью английского языка и наличием блистательных возможностей устройства на работу не только в стране процветания и безграничных реальностей, но и в различных уголках мира. Американская образовательная система знаменита своей многообразностью. Доказательством этому является:

  • наличие многоуровневой системы образования в США, в основу которой положен возрастной принцип;
  • разнообразие школ со своими особенными программами обучения, содержанием и методикой образования, традициями и философией (от частной школы до учреждения государственного типа);
  • существование множества центров приобретения высшего образования, привлекающих студентов со всего мира по причине высокого рейтинга.

Схема получения образования

Несмотря на отсутствие единой государственной системы образования и определение ее структуры каждым штатом в отдельности обучение в Америке имеет многоступенчатый характер. Образовательную систему страны составляют:

  • учреждения дошкольного типа для воспитания детей в возрасте от 3 до 5 лет;
  • начальная школа, включающая 1-8 классы, занимающаяся обучением детей с 6 до 13 лет;
  • средняя школа (возраст 14-17 лет), принимающая учащихся в 9 класс и выпускающая их после окончания 12 класса с получением диплома об окончании средней школы;
  • высшая школа, которую представляют колледжи с двухгодичным сроком обучения и получением базового образования, и колледжи, и университеты, где студенты учатся 4 года и получают степень бакалавра;
  • магистратура, дающая возможность продолжить образование с получением возможности присвоения ученой степени магистра (срок обучения 2 года);
  • завершающая ступень обучения сроком от 3 до 6 лет, ведущая к получению степени доктора философии.

Подготовка детей к школе

Привитие интереса к учению, развитие способностей ребенка, формирование его как личности – основные задачи дошкольного образования в США, которое представлено такими учреждениями, как ясли, детские сады, дошкольные центры (общественные и частные). Довольно распространенным явлением на этой ступени образования стало создание школ – яслей для самых маленьких воспитанников. В основу методической деятельности всех дошкольных учреждений положен принцип игры, от которого осуществляется плавный переход к чтению, письму, формированию соответствующих навыков для занятий учебным трудом в школе. Между тем основной упор делается на всестороннее развитие ребенка, чему в определенной мере способствуют занятия лепкой, изготовлением поделок, музыкой, рисованием, пением, физическими упражнениями.

Некоторые штаты осуществляют выдачу сертификатов общих достижений воспитанника по окончании дошкольного учреждения (в определенных случаях необходимый документ для зачисления в начальную школу). Известен опыт открытия небольших частных детских садов для русских малышей с двухлетнего возраста (количество воспитанников не превышает 8 человек).

Обучение в школе

Школьное обучение представляет собой образование детей в начальной школе и средней. Начальные школы в Америке предполагают дифференцированный принцип комплектования классов. В зависимости от результатов теста, который проверяет сообразительность, гибкость и глубину умственных способностей ребенка, учащиеся зачисляются в группы («одаренные», «нормальные», «неспособные»). Следовательно, преподавание в группе «А» ориентирует учащихся на поступление в колледж с первых дней занятий, отличающихся высоким уровнем требований к знаниям учащихся.

Содержание обучения на начальной ступени определяется учебным планом, который включает: чтение, письмо, литературу, орфографию, родной язык (на устной основе). В соответствии с планированием происходит изучение арифметики, географии, истории, естествознания, гигиены. Определенная роль отводится ручному труду и физическому воспитанию, музыке и изобразительному искусству. Однако распределение учебного времени на изучение предметов неоднозначно: арифметика, музыка, ручной труд и изобразительное искусство занимают равные позиции.

Продолжительность обучения в средней школе составляет 6 лет (младшая ступень – 3 года, старшая ступень – такой же срок). Младшая средняя школа отличается отсутствием единых программ, планов и учебников. Универсальность обучения на этой ступени обуславливается следующими факторами:

  • продолжительность учебного года, включающего семестры (170-186 дней);
  • пятидневная учебная неделя;
  • ежедневная учебная нагрузка учащихся (5-6 уроков);
  • продолжительность занятий (с 8.30 до 15.30);
  • наличие системы выбора предметов с 8 класса;
  • обязательность изучения английского языка, математики, естествознания, обществоведения, гигиены, физкультуры, музыки, труда и изобразительного искусства.

Профилирующими дисциплинами учебной программы на старшей ступени средней школы являются такие предметы, как английский язык (4 года изучения), математика (2 года), естественные науки (2 года) и социальные (3 года изучения).

Наличие различных типов средних школ (академические, профессиональные, многопрофильные) предопределяет их направленность. Академический тип школ ориентирует учащихся на последующее получение образования на высшей ступени. Обязательным условием при поступлении является сдача теста, по которому определяется коэффициент умственной одаренности ученика (90 и выше).

Профессиональные средние школы занимаются подготовкой учащихся к практической деятельности.

Многопрофильная средняя школа предполагает наличие с 9 класса различных отделений: индустриальное, сельскохозяйственное, коммерческое, академическое, общее. Причем два последних профиля не обеспечивают учащихся должным уровнем подготовки для поступления в колледжи и университеты.

По причине обязательности среднего образования в распоряжение американских школьников предоставлены общественные школы (обучение бесплатно), частные школы с высоким уровнем образования на платной основе, специализированные частные школы для одаренных детей возможность домашнего обучения.

Наличие 3000 частных школ, где плата за обучение составляет боле 2 000 долларов в год, свидетельствует о состоятельности определенного числа американцев, которые могут позволить своим детям (около 3%) обучаться в таких учебных заведениях. Выходцы частных школ занимают посты дипломатов, руководителей, членов правительства. Большинству частных школ придан статус пансионатов (проживание учащихся на протяжении учебного года).

Определенный процент американских родителей использует возможность обучения на дому по заранее утвержденной программе обучения. Объяснением этому являются их религиозные убеждения, наличие особенностей физического развития ученика, желание родителей обезопасить своего ребенка от оружия, наркотиков и алкоголя. Если раньше специальное образование в США было представлено сетью особых учреждений для детей с нарушениями умственного, эмоционального развития или с отклонениями в поведении, то в настоящее время большинство детей данной категории получают возможность обучения в обычных классах нормальных школ.

Широкое распространение в Штатах получили такие русские учреждения, как школы продленного дня, воскресные церковные школы при православных приходах, еврейских центрах. Возможность развивать и совершенствовать свои способности и таланты предоставляют русским детям различные студии, учебные центры разной направленности (спорт, театр, изобразительное искусство).

Общенациональной системы оценок в США нет (для некоторых школ – шкала в цифрах, для других – буквенная). Широкое распространение в школах страны получила пятибалльная буквенная шкала с самой высокой оценкой A (отлично), B (хорошо), C (средне), D (ниже среднего), F (неудовлетворительно).

Основная форма проверки знаний учащихся – тестирование (ежегодные тесты умственных способностей, внутриклассовые тесты с буквенной шкалой оценивания).

Завершение обучения на средней ступени сопровождается получением диплома об окончании средней школы. Реальность данного явления возможна при условии сдачи зачета по 16 академическим курсам, которые учащиеся выбирают самостоятельно на протяжении 4 лет учебы.

Некоторые школы практикуют организацию специальных курсов, приравнивающихся к уровню университетских, для талантливых учащихся с последующей выдачей рекомендательных писем для поступления в элитные университеты.

Необходимым условием осуществления попытки получения высшего образования в США является сдача теста SAT (определение навыков грамотного письма, уровня решения проблем).

Получение высшего образования

После окончания средней школы американские подростки обеспечены возможностью подступа к высшему образованию благодаря существованию колледжей (community colleges), которые и составляют основу системы профессионального образования в США.

Это двухгодичные колледжи, в которых студент получает associate degree и по окончанию переводится в университет. Стоимость обучения в таком колледже — от 3,5 до 80 долларов в год.

Данные колледжи пользуются спросом не только у американских, но и зарубежных студентов по причине наличия современных программ обучения, упрощенной системы подачи документов, приемлемой стоимости обучения, комфортных условий проживания. Профессиональные колледжи дают возможность студенту продолжить образование в университетском колледже с получением степени бакалавра.

Высшая школа в США представлена университетами и колледжами, которые могут быть государственными (финансирование штатом) и частными.

Основная особенность учреждений высшей ступени образования – возможность выбора студентом программы обучения в США. Это означает, что им выбираются предметы для изучения (помимо обязательных по специальности). Университеты в должной мере обеспечивают своих выпускников практическим опытом работы по специальности благодаря сочетанию научно-исследовательской деятельности и практике в процессе обучения. Продолжительность обучения в университетах и колледжах составляет 4 года. Выпускникам присваивается степень бакалавра.

Получение ученых степеней

Магистратура в США предоставляет возможность получения степени магистра после продолжения образования в течение двух лет. Обучение на второй ступени высшего образования сводится к подготовке студентом большого исследования по специальности и его защите.

Самым высоким уровнем образования является степень доктора философии. Реальность ее получения обуславливается следующими факторами:

  • трехлетний курс обучения;
  • проведение исследования по специализации;
  • защита диссертации.

Для выпускников вузов и аспирантов России существует возможность самостоятельного получения образования и поступления в аспирантуру в Америке. Кандидаты наук имеют шанс поступления в аспирантуру, но с последующим обучением на протяжении 2-3 лет. Для них реальна стажировка в американских учреждениях высшей ступени образования, участие в исследовательской деятельности или чтение лекций при эволюции (легализации) диплома для США.

Образование для русских в Америке

При желании получения образования за рубежом следует подумать о том, сколько стоит обучение в США. Исходное число – от 30 тысяч долларов в год. Следовательно, стоит поискать возможности получения бесплатного образования в США, реальность которого может быть осуществлена посредством:

  • стипендий, выдаваемых по результатам достижений студента;
  • грантов, предоставляемых в случае невозможности оплаты за обучение;
  • различных видов финансовой помощи, оказываемых учебным заведением.

Особой популярностью пользуются следующие программы грантов на обучение в США: программа Фулбрайт, программа стипендий Э.Маски, программа образовательного фонда AAUW.

Для получения образования в Штатах следует сдать тесты (GRE, GMAT, SAT) на высокий балл, подготовить мотивационное письмо предельно высокого качества, доказывающего уникальность кандидатуры на отбор приемной комиссией.

Поиск стипендии или гранта для бесплатного обучения следует начинать за два года до поступления, ведь сроки подачи заявок имеют свой дедлайн.

Для выдающихся спортсменов существует шанс получения возможности бесплатного обучения благодаря спортивным стипендиям в США. Однако выдача этого уникального американского пособия осуществляется только на 1 год, ее продление реально по окончании сезона при условии улучшения спортсменом своих результатов.